МАКСИМИЗАЦИЯ КОНКУРЕНТНОГО ВЛИЯНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ НА ОСНОВЕ ИГРЫ ВОРОНОГО


УДК 519.833
DOI: 10.26102/2310-6018/2019.26.3.009

Б.А. Торопов


Социальные сети по своей природе являются средой продвижения идей, товаров, технологий и инноваций в широком смысле. Решение индивида о принятии или отвержении продвигаемой инновации в существенной степени зависит от решений его окружения в социальной сети. В случае конкурентного распространения в социальной сети двух и более взаимоисключающих влияний, результаты в виде подмножеств участников сети, попавших под каждое из влияний, будут в значительной степени зависеть от подмножеств участников, являвшихся инициаторами этих влияний. Теоретико-игровая модель конкурентного распространения влияний предполагает, что каждым влиянием управляет игрок, отбирающий соответствующее подмножество участников-инициаторов. Показано, что такая игра по сути является игрой Вороного, осуществляемой в сложно структурированном пространстве. Рассматриваются некоторые свойства рациональной стратегии игрока, делающего ход последним, а также возможность выработки такой стратегии при помощи жадных алгоритмов. Предложены конкурентные метрики центральности, перспективные для использования в жадных алгоритмах формирования подмножества участников-инициаторов последним игроком. Показано, что имеется выраженная взаимозависимость между конкурентной центральностью по близости, конкурентной центральностью по промежуточности (изолирующей центральностью) и результирующим количеством участников сети, попавших под влияние игрока, делающего последний ход.

Ключевые слова: социальная сеть, распространение влияний, конкурентные влияния, игра Вороного, граф, центральность.

Полный текст статьи:
Toropov_3_19_1.pdf