АЛГОРИТМ ПОДАВЛЕНИЯ ТУРБОВИНТОВОГО ЭФФЕКТА


УДК 62.523.8
doi: 10.26102/2310-6018/2019.24.1.026

А.В. Кучерявенко


В статье рассматривается возникновение шумовых компонент от вращающихся элементов конструкции летательного аппарата или турбовинтовых составляющих и влияние этих компонент на радиосигнал слежения за аэродинамическим объектом. Маскирующее действие сигналов от вращающихся элементов влияет на наблюдение за планерной составляющей, что мешает слежению за объектом. Отмечается необходимость подавления турбовинтовых составляющих в радиосигнале. Для решения проблемы предлагается использовать фрактальные методы обработки сигнала. Предложен алгоритм подавления турбовинтовых спектральных составляющих в эхо-сигнале аэродинамического объекта, основанный на определении функции подобия. В статье рассмотрены шаги выполнения алгоритма и приведена его блок-схема. Приведен пример сигнала из банка временных функций микродвижений элементов конструкции объекта, использующийся в качестве базиса при аппроксимации исходного эхо-сигнала. Проведено моделирование для одиночного аэродинамического объекта, подтверждающее подавление турбовинтовой составляющей эхо-сигнала. Разработанный алгоритм предлагается применить для классификации числа объектов в рое беспилотных летательных аппаратов. Отмечена необходимость уменьшения интервала дискретности параметров, описывающих кинематику микродвижений объекта. Материалы представляют практическую ценность в радиолокации при сопровождении беспилотных летательных аппаратов для устранения мешающих компонент в дальностно-доплеровском портрете объекта, автоматической координации, навигации и повышения безопасности полетов.

Ключевые слова: турбовинтовая составляющая, планерная составляющая, микродвижение, эхо-сигнал, спектр, радар, Доплер.

Полный текст статьи:
Kucheryavenko_1_19_1.pdf