АРХИТЕКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АРКТИЧЕСКИХ МОРСКИХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

УДК 004.8:656.614(3) (985)

Е.Ю. Соболевская, С.В. Глушков, Н.Г. Левченко


Проведен анализ программных средств, предназначенных для управления процессами морских грузоперевозок. Выявлен ряд недостатков в существующем программном обеспечении, используемом для организации работы в специфических районах плавания, таких как Северный морской путь: отсутствие систем поддержки принятия решения, отсутствие анализа для расчета времени и стоимости доставки груза. Разработана архитектура интеллектуальной системы организации морских грузоперевозок с учетом сложных условий плавания в Арктике. Разработаны архитектуры двух модулей: расчет стоимости морских грузоперевозок; расчет и анализ безопасного и более быстрого маршрута в зависимости от месяца (времени года). Рассмотрен процесс имитационного моделирования, основу которого составляют методы искусственного интеллекта – нейронная сеть, экспертные системы, математический аппарат нечеткой логики. Архитектура интеллектуальной системы организации морских грузоперевозок при удачной реализации позволит: предоставить руководящему составу судоходной компании прогнозную аналитику; осуществить поддержку принятия решения; проводить мониторинг процесса перевозки груза в режиме реального времени; проводить схемы расчетов эффективного использования ледоколов; производить расчет оптимального пути доставки; предоставлять по требованию онлайн прогноз процесса перевозки на определенный момент времени, минимизировать стоимость доставки груза, время задержки в пути, риски по сохранности груза.

Ключевые слова: морские грузоперевозки, Северный морской путь, Арктика, интеллектуальные системы, имитационное моделирование.

Полный текст статьи:
Sobolevskaya_4_1_17.pdf