МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СМАЗЫВАНИЯ ФРИКЦИОННОГО КОНТАКТА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕНИЯ

УДК 66.011

А.А.Моисеев

Основной целью проведенного исследования является анализ влияния смазывания на фрикционные характеристики трения с использованием модели граничного трения. В качестве основы указанной модели использовалась кривая Герси – Штрибека, представляющая собой зависимость коэффициента граничного трения от числа Зоммерфельда. Проведенное моделирование влияния показало, что износ и загрязнения трущихся поверхностей вызывают снижение смазочной способности и кпд: при загрязнении – за счет возрастания вязкого трения, а при износе – за счет возрастания граничного. Связанное с этим изменение технико-экономических показателей двигателей обусловлено качеством используемого моторного масла, оптимальным выбором присадок, а также условиями во фрикционных контактах. Для оценки влияния этих факторов были построены математические модели, характеризующие влияние состояния зоны фрикционного контакта на характеристики трения. Для анализа фрикционного износа была построена критериальная модель износа, базирующаяся на соответствующем критерии подобия. Ее использование позволило сформировать квалификационные нормативы в форме требований на прогнозируемый износ в условиях квалификационных испытаний. Влияние смазочной среды на фрикционный износ проявляется через снижение твердости материала за счет эффекта Ребиндера. Была также проведена оценка влияния коррозионного износа. Она базировалась на критерии подобия, характеризующем условие равновесия коррозионного растворения износного материала в смазочной среде и его отвода от поверхности раздела.

Ключевые слова: двигатели внутреннего сгорания, фрикционный контакт, моторные масла, термостабилизируюшие присадки, кривая Герси — Штрибека, эффект Ребиндера, критерии подобия, фрикционный износ, коррозионный износ.

Полный текст статьи:
Moiseev_2_17_1.pdf